Эту книгу, которая в Греции вышла многими тиражами и переведена на несколько языков, можно с полным правом поставить в один ряд с «классическими» книгами Православной духовности, такими как «Лавсаик» или «Луг Духовный». Её автор, старец Херувим, был выдающейся фигурой в духовной жизни современной Греции, передаёт читателю личный опыт общения с афонскими подвижниками, которые жили в середине ХХ столетия. И, как видно из книги, ни в чём не уступали подвижникам первых веков истории монашества.
В Украине книга впервые издана Свято-Троицким Ионинским монастырём и Зверинецкими пещерами.
Цитаты из книги
«…Отец Михаил был одним из тех людей, которые всегда улыбаются, всегда за всё благодарят, всегда искренни и непосредственны».
***
«Бог есть Бог порядка, а не беспорядка. Порядок вещей в данном случае такой: Бог — старец — послушник. Этим порядком живёт наша Церковь. <…> Дитя моё, если ты увидишь братию и монастыри, которые чахнут, знай, что причина этого — нарушение Богоданного порядка».
***
«-Подумай, дитя моё, что нас ожидает! «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку». Какой жизнью мы будем жить на небе! Что узрим! Что услышим! Что вкусим! И, однако, сколько мало и незначительно наше стремление к стяжанию всего этого!
Никогда в своей жизни не теряй этого ориентира: всё, что говоришь, всё, что делаешь, всё, что думаешь, — всё измеряй мерками вечности».
***
«Закалка и боль освобождают нас от зла внутри нас и от страстей».
***
«Новоначальные, когда подвизаются и побеждают, являются величайшими героями».
***
«Монах должен умирать много раз в день».
***
«Это работа диавола: расставить препятствия на пути того, кто идёт к Богу. И чем еще может он помешать, как не воспоминанием лиц, которые ты знал, дел, которые делал в прошлом».
***
«Каждое своё дело и каждое своё слово вымеряй по критерию своей принадлежности монашеству:
разговаривай, как монах,
смотри, как монах,
сиди, как монах,
ходи, как монах,
ешь, как монах,
спи, как монах,
думай, как монах,
молись, как монах».
***
«Наше единственное право заключается в том, чтобы желать принадлежать и душой и телом, и всем нашим существом, всецело, каждую секунду, только Богу».