«Совершенное оставление своей воли есть святость»


Старец Ефрем Катунакский. Слово о
послушании

Смирением Святые Отцы достигли великой меры благодати. Но, может быть, послушник не способен достигнуть, добиться такого успеха? Конечно, способен. Если он будет хранить молчание, беспопечительность, продолжать свои духовные подвиги, если будет обращен на своего внутреннего человека и постоянно будет что-то вкладывать в свою внутреннюю сокровищницу, он, несомненно, преуспеет.

И мы были послушниками старца [преподобного Иосифа Исихаста]. Мы исполняли послушания, дневные труды и тому подобное. Имея проводником опытного в этом божественном шествии старца, соблюдая наш устав, некоторые отцы смогли познать такие вещи, которые отцы-исихасты оставили нам как некую священную сокровищницу.

Будем избегать разговоров о бесполезных вещах. Будем постоянны в своем монашеском правиле, а также посещении храма. Находясь в церкви, будем слушать службу, Литургию, вечерню. На трапезе да будем все вместе. Во всем будем хранить порядок. Где порядок, там и мир. Где мир, там и Бог. Где беспорядок, там и смущение. А где смущение, там и дьявол. Вся благообразно и по чину да бывают, — говорит божественный Павел (1 Кор. 14, 40).

Как послушники, будем исполнять свое послушание. Не будем творить своей воли. Своя воля изгнала первозданных людей из рая. Покорность воли Христа Богу-Отцу снова ввела человека в рай, и так восторжествовало послушание.

Денница преслушал Бога, гордо возмечтал о себе, и Бог отдалил его от Себя вместе с теми, кто последовал за ним, а теперь он воюет с нами. Остальные ангельские чины остались верны послушанию Богу и пребывают во славе Божией. Будучи в тот момент изменчивыми по природе, Ангелы по благодати приобрели постоянство, ибо с падением денницы и человека они узнали такие вещи, что теперь пребывают неизменными в послушании Богу.

Насколько худа воля человека, ибо скрывает в себе эгоизм, гордость, себялюбие и многое другое! Поэтому послушник, освободившийся от своей воли, освобождается и от страстей.

Христос был послушлив до смерти крестной, то есть до полного умерщвления Своей воли.

Если бы Христос как Человек не сотворил бы послушания, не отсек бы Свою волю, то человек бы не спасся! Точно так же не спасается и тот человек, который держится за свою волю и делает то, что хочет сам.

Что значит отречение от своей воли? Это значит отбросить, отвергнуть свою волю, отречься от нее, и уже не иметь с ней никаких отношений.

Только тогда послушник освобождается от страстей, когда достигает состояния отречения от своей воли вышеуказанным образом. Насколько он оставляет свою волю, настолько он познает облегчение от брани страстей.

Если послушник на практике познает слова: «Благословите» и «Буди благословенно», он увенчается неувядаемым венцом в небесном мире.

Там, где послушник приложил свою волю, он приложил яд, и, принимая яд, он отравляет сам себя.

***

Некто пришел к одному старцу, у которого уже было свое монашеское братство, чтобы стать послушником. Старец ему говорит: «Если ты хочешь жить в нашей общине, я даю тебе заповедь не произносить ни одного слова. Стань немым ради Христа!». Тот ответил: «Буди благословенно».

Когда он некоторое время пробыл в этом братстве, старец увидел, что оно не приносит этому послушнику пользы и лучше ему не жить здесь. Он сказал однажды: «Я пошлю тебя к другому старцу в другой монастырь». И, дав ему записку, снова сказал: «Ступай в такой-то монастырь, отдай это игумену и оставайся там».

Игумен взял письмо – а это было рекомендательное письмо, в котором было написано: «Прошу Вас, отче, принять этого брата; он хороший монах», и т. п., – и принял его. Через некоторое время монах этот умер, так и не нарушив своего молчания. После его смерти второй старец пишет первому: «Хоть и безгласного брата послал ты мне, но он был настоящим Ангелом!». Тогда первый отвечает второму: «От природы он не был таковым, но, храня заповедь, пребыл безгласным!». И удивился второй старец силе этого брата, тому, что так безупречно сохранил заповедь своего первого старца!

Я хочу сказать, что совершенное оставление своей воли есть святость.

***

Часто я думаю и говорю: как будет почтен совершенный послушник Христом, первым Послушником! И как возможно, чтобы совершенных послушников Христос не взял с Собою в Свое братство, где они будут вечно лицезреть Его, как пишет в Апокалипсисе святой евангелист Иоанн Богослов?

Мы, сегодняшние монахи, судорожно держимся и цепляемся за свою волю, поэтому и не можем продвинуться вверх. Мы не говорим: «Благослови» и «Буди благословенно», а говорим: «Не так, а вот так», и бросаем яд в самих себя, отравляем свою жизнь. Поэтому мы и не имеем преуспеяния хороших монахов.

В книгах Отцов мы читаем о некоторых святых послушниках.

Один игумен поместил в келью послушника вола, который в течение многих лет рвал нити и ломал его ткацкий станок, и, конечно, делал многое другое. Спокойствия от него не было совсем! Но, несмотря на все это, у послушника не было плохого помысла. Он говорил авве Пафнутию: «Никогда, авва, у меня не было плохого помысла о моем старце, о том, почему он поместил в мою келью вола. Но раз он поместил его сюда, значит, он знает, что делает, и кончено дело».

Сам он не имел своего помысла. Помысел старца и был его собственным помыслом.

Поэтому мы говорим: если у нас нет духовного послушания, то мы совершенно ничего не достигли. Когда мы не желаем того, чего желает старец, мы, по сути, уже не послушники и не имеем духовного послушания. Пусть мы и совершаем послушание на деле, но становимся людьми с телом, но без души, если вообще возможно – что совершенно не приемлется логикой, – человека, который имеет только тело, считать личностью.

Точно так же и согласно духовной логике, неприемлемо считать послушником того, кто имеет послушание только на деле. Прежде всего он должен иметь душу, иметь духовное послушание и говорить: «Во что верит, что думает, помышляет, полагает и решает старец, так же в точности думаю, считаю, решаю и я».

Святой Симеон Новый Богослов получил благословение свыше только за послушание. Это очень сильный и яркий пример.

***

Один послушник, у которого старцем был святой Паисий, когда тот сказал ему однажды: «Чадо мое, иди выпей воды из той лохани», сказал в своем помысле: «Вместо того, чтобы попросить меня пойти попить из кувшина или из источника, ибо я пришел с послушания усталый и потный, старец хочет, чтобы я пил эти помои из лохани!». Он доверил своему помыслу и так много упустил!

Потом он подумал: «Неужели не идти мне пить?» – но совсем не нашел воды. Тогда говорит ему авва Паисий: «Несчастный, знаешь ли ты, что это были за помои? Это была вода после умовения ног Христа!».

С тех пор к нему пришел дух скорби, и авва Паисий старался его утешить, но где там. Он дошел уже до того, что совсем не имел мира. Тогда святой, поскольку тот не мог успокоиться и жить вместе с ним, как-то говорит: «Иди в такое-то место. Там три гроба. В одном из них (который ему кто-то показал) сотвори молитву и слушай, что тебе будет сказано». Так и произошло. Он слышит голос, говорящий ему: «Иди обратно к своему старцу и твори послушание».

Но он уже потерпел внутреннее крушение. Дом его души покрылся такими трещинами, что он уже не в силах был их заделать. Поэтому до конца своей жизни он был в послушании у аввы Паисия, сотрясаемый и бросаемый словно бурей.

Симеон Новый Богослов, одержавший победу над своей волей, принял свыше дар богословия за свое совершенное послушание. А этот, творя свою волю, остался вне послушания и благодати.

Конечно, приведенных примеров немного, ибо если бы было записано все, что сотворили те Отцы – изумительные послушники, то могли бы быть написаны целые тома книг. Эти примеры словно зеркала, в которых мы можем увидеть самих себя и свой облик.

Бог да поможет каждому из нас прийти в себя, увидеть самого себя, увидеть, насколько мы отреклись от своей воли. Будем подвизаться, чтобы не поддаваться этому яду и суметь жить по Богу, так, как хочет Бог и как того требует от нас монашеское житие.

Другие записи этой рубрики

Contact Us