Лествица. Слово 10. О злословии и клевете


Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов): — Неделя четвертая Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, миряне отличаются от монахов только наличием жён. Действительно, заповеди Христовы даны всем христианам – и монашествующим, и мирским. И все мы должны свою жизнь полагать на то, чтобы их исполнять. Поэтому хотя аскетическая литература и создавалась монахами и для монахов, она вполне применима и для мирского человека.

Первая ступень «Лествицы», первая глава этой книги – об отречении от мира. Мы знаем слова: «Мир во зле лежит». Также знаем завет Христа: «Не любите ни мира, ни того, что в мире». И если человек стремится избавиться от привязанности к миру, который «во зле лежит», то привязывается ко Христу.

Поэтому, даже живя вне стен монастыря, можно быть вполне свободным от воздействия мира: освободить голову от информационного мусора, очистить мысли и разговоры от сплетен, болтовни, следования духу мира сего. Перестать гнаться за переменчивой модой и другими современными тенденциями, которые отвлекают нас от того, что «едино есть на потребу», от того, что нам единственно требуется – от веры в Бога, от Христа.

Всё это, я думаю, вполне применимо к каждому человеку, как живущему в монастыре, так и семейному.

Последняя ступень «Лествицы» – о любви. В наше время это понятие профанируется. «Любовью» называются совершенно далёкие от этого вещи. Но Лествичник пишет, что тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о самом Боге. Ведь Бог есть Любовь, и поэтому приземлять это понятие очень опасно.

Опасно подменять любовь гуманизмом, привязанностью, просто каким-то добреньким отношением. Это высшая ступень добродетели — любовь в Боге и любовь к Богу. Говорить о ней и тем более иметь настоящую любовь может только тот человек, который прошел все 30 ступеней духовного возрастания.

О том, какие это ступени и как по ним подниматься, думаю, должен знать каждый человек. Поэтому с такой настойчивостью Православная Церковь и предлагает своим верным чадам читать эту замечательную книгу.

***

«Лествица». Слово 10. О злословии и клевете

1. Никто из богомудрствующих, как я думаю, не будет противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по порядку мною и предлагается.

2. Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.

3. Некоторые отроковицы грешат бесстыдно; а другие тайно, и со стыдливостью, но предаются еще лютейшим порокам, нежели первые. Тоже можно видеть и в страстях бесчестия. Много тайно лукавых отроковиц; каковы лицемерие, лукавство, печаль, памятозлобие и сердечная клевета, кои видимо представляют одно, а внутренне взирают на другое.

4. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5)».

Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу.

Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.

5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

6. Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением.

7. Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?». Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лук. 6, 37).

8. Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

9. Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящимся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.

11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.

12. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.

13. Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.

14. Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу.

15. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оные за сие осужден был.

16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания (Пс. 63, 7).

17. Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Читать Лествицу полностью >>>

Другие записи этой рубрики

Contact Us